Найдено документов - 12 | Тверской государственный технический университет. Вестник Тверского государственного технического университета : научный рецензируемый журнал. № 4 (39), 2024 / редакционная коллегия: С.И. Филиппч... | Версия для печати |
Сортировать по:
1.
Лебедев, В.Ю.
Экзистенциальное в пространстве здоровья и болезни : статья. - Текст : электронный / В.Ю. Лебедев, Л.В. Удалова
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 19-27. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165089-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186193
Экзистенциальное в пространстве здоровья и болезни : статья. - Текст : электронный / В.Ю. Лебедев, Л.В. Удалова
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 19-27. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165089-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186193
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186193
Авторы:Лебедев В.Ю., Удалова Л.В.
Ключевые слова:Экзистенция, Витальность, Здоровье, Болезнь, Человек, Enhancement, Усовершенствование, Улучшение человека, Технологии
Подробнее
УДК:101.1:316.3
Аннотация:В статье рассматриваются вопросы системного осмысления экзистенциальных проблем, их сложность и неоднозначность. Особое внимание уделяется тому, что в координатах «тело - психика» экзистенциальные проблемы легко проявляются в виде физических симптомов, несмотря на то, что в первую очередь принадлежат психике, а здоровье и нездоровье человека определяются вектором картины мира последнего, экзистенциальным состоянием, при котором личная концепция идеала здоровья и нормы трансформируется, из-за чего возникают разногласия по поводу понятия социальной и индивидуальной нормы здоровья. Подчеркивается, что целью становится устойчивое улучшение. Делается вывод о том, что современный человек крайне зависим от окружающей его реальности, от данных ему природой физических, когнитивных, психологических способностей; осознавая это как проблему, индивид разрабатывает и воплощает в жизнь технологические решения по усовершенствованию себя, своей природы. Указывается, что выявление новых форм восстановления здоровья, лечения болезни трансформируется в enhancement-цели (улучшение человека), т. е. человек становится проектом, в рамках которого здоровье выступает полигоном для манипуляций, призванных улучшить определенные параметры субъекта.
2.
Лепский, В.Е.
Философско-методологические основания сборки субъектов, ориентированных на развитие в профессиональной деятельности : статья. - Текст : электронный / В.Е. Лепский
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 33-39. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165094-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186195
Философско-методологические основания сборки субъектов, ориентированных на развитие в профессиональной деятельности : статья. - Текст : электронный / В.Е. Лепский
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 33-39. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165094-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186195
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186195
Авторы:Лепский В.Е.
Ключевые слова:Постнеклассика, Субъектно-ориентированный подход, Развитие, Профессиональная деятельность, Врач
Подробнее
УДК:159.9
Аннотация:В статье актуализируются философско-методологические основания сборки субъектов, ориентированных на развитие. Отмечается, что такая сборка субъектов укоренена в разрабатываемом автором постнеклассическом типе научной рациональности (кибернетике третьего порядка, субъектных подходах, парадигмах и доминирующих видах субъектов) и субъектно-ориентированном подходе (парадигме «субъект - метасубъект (саморазвивающаяся полисубъектная среда)»), включающем в себя стратегический субъект, базовые характеристики субъектности. Предложенный автором ранее вариант дескриптивной социогуманитарной модели сборки субъектов, нацеленных на развитие, содержит такие понятия, как совокупный субъект; базовый субъект; параметры сборки субъектов; базовые основания для сборки субъектов; базовые факторы, влияющие на процессы сборки субъектов. Авторская модель уже апробируется в профессиональной деятельности. Приводятся примеры использования философско-методологических идей сборки субъектов, ориентированных на развитие, в профессиональной деятельности врачей различных специальностей.
3.
Евстифеева, Е.А.
Философский посыл для оценки духовно-нравственного и личностно-психологического здоровья студенческой молодежи : статья. - Текст : электронный / Е.А. Евстифеева
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 10-18. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165086-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186192
Философский посыл для оценки духовно-нравственного и личностно-психологического здоровья студенческой молодежи : статья. - Текст : электронный / Е.А. Евстифеева
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 10-18. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165086-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186192
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186192
Авторы:Евстифеева Е.А.
Ключевые слова:Философские основы, Вузовская студенческая молодежь, Воспитание личности, Духовно-нравственное здоровье, Депривация личностно-психологического здоровья
Подробнее
УДК:159.9
Аннотация:В статье раскрываются философские основания интерпретации результатов социально-психологического и психодиагностического исследований по оценке духовно-нравственного и личностно-психологического состояния здоровья студенческой молодежи Тверского региона. Указывается, что эти основания восходят к главной цели отечественного высшего образования (воспитанию личности) и к аристотелевской калокагатии как гармоничному сочетанию физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенству личности, идеалу воспитания человека. Отмечается, что философский посыл состоит в конвергенции духовно-нравственного и личностно-психологического здоровья студентов. В соответствии с авторской моделью восхождения от наличного личностно-психологического здоровья к духовно-нравственному у студентов верифицируются низкие психодиагностические показатели личностно-психологического здоровья в части осмысленности жизни, личностной ответственности, уровня рефлексивности. Делается вывод, что в Тверском регионе имеет место серьезная проблема депривации личностно-психологического здоровья вузовской молодежи.
4.
Буланов, В.В.
Учение В.С. Соловьева о Богочеловечестве И Д.С. Мережковский : статья. - Текст : электронный / В.В. Буланов
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 5-9. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165084-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186191
Учение В.С. Соловьева о Богочеловечестве И Д.С. Мережковский : статья. - Текст : электронный / В.В. Буланов
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 5-9. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165084-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186191
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186191
Авторы:Буланов В.В.
Ключевые слова:Благочеловечество, Православие, Сверхчеловек, Человечество, Христианство
Подробнее
УДК:177
Аннотация:В статье анализируются особенности учения В.С. Соловьева о Богочеловечестве и отношение Д.С. Мережковского к данному учению. Упоминается, что для Соловьева созидание Богочеловечества было привлекательным социальным идеалом. Отмечается, что Соловьев мечтал видеть Россию лидером в деле указанного созидания, т. е. страной, подчинившей государство и национальную православную церковь вселенской церкви, а также допустившей общественную свободу, но российский национальный эгоизм помешал этому, в связи с чем философ утратил веру в реализуемость своего учения о Богочеловечестве. Указывается, что одновременно с Соловьевым Ф. Ницше разрабатывал учение об оптимальном будущем человечества и что у концепций обоих философов были общие черты (отказ от культа государства и непризнание сущностной самодостаточности человека). Резюмируется, что Соловьев воспринял учение Ницше о сверхчеловеке как подготовительный этап к приятию собственного учения о Богочеловечестве. Делается вывод, что вскоре после смерти Соловьева Мережковский попытался синтезировать эти два учения, однако эта попытка не удалась из-за некорректных толкований Мережковским философских текстов Ницше.
5.
Вякина, И.В.
Риски и угрозы экономической безопасности строительных организаций : статья. - Текст : электронный / И.В. Вякина, И.А. Новиков
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 71-77. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165108-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186200
Риски и угрозы экономической безопасности строительных организаций : статья. - Текст : электронный / И.В. Вякина, И.А. Новиков
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 71-77. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165108-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186200
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186200
Авторы:Вякина И.В., Новиков И.А.
Ключевые слова:Строительство, Строительная организация, Экономическая безопасность, Риски, Управление рисками, Угрозы экономической безопасности
Подробнее
УДК:338.45:69
Аннотация:В статье подчеркивается, что строительная сфера является одним из ключевых источников экономического и социального развития, что она способствует росту различных секторов экономики и играет важнейшую роль в повышении уровня и качества жизни населения. Выявляются общие и специфические особенности, характеризующие экономическую безопасность строительных организаций в современных условиях; факторы, определяющие риски в сфере строительства. Перечисляются и описываются риски, типичные для указанной отрасли.
6.
Рубцова, Н.Е.
Практика применения опросника «Интегративная профессиональная направленность личности» : статья. - Текст : электронный / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 44-56. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165100-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186197
Практика применения опросника «Интегративная профессиональная направленность личности» : статья. - Текст : электронный / Н.Е. Рубцова, С.Л. Леньков
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 44-56. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165100-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186197
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186197
Авторы:Рубцова Н.Е., Леньков С.Л.
Ключевые слова:Профессиональная направленность, Опросник, Диагностика, Классификация, Профессиональная деятельность, Психологические типы, Труд
Подробнее
УДК:159.9
Аннотация:В статье обсуждаются вопросы применения новой психо-диагностической методики, предназначенной для диагностики профессиональной направленности личности у лиц в возрасте 14 лет и старше. Отмечается, что опросник «Интегративная профессиональная направленность личности (ИНЛ-2)» позволяет выявить приоритетные направления профессионального самоопределения и развития, что способствует совершенствованию систем профориентации и подготовки кадров. Указывается, что опросник содержит семь шкал: «Управление», «Исполнение», «Стратегии», «Оперативность», «Объекты», «Люди», «Информация». Делается вывод, что методика может быть полезна при базовой скрининговой психодиагностике профессиональной направленности старших школьников, абитуриентов, студентов вузов и колледжей, а также взрослых оптантов в возрасте старше 24 лет, работающих и безработных.
7.
Спасенников, В.В.
Мобилизационные основания подготовки кадров по специальности «Психология служебной деятельности» : статья. - Текст : электронный / В.В. Спасенников
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 56-62. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165102-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186198
Мобилизационные основания подготовки кадров по специальности «Психология служебной деятельности» : статья. - Текст : электронный / В.В. Спасенников
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 56-62. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165102-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186198
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186198
Авторы:Спасенников В.В.
Ключевые слова:Мобилизация, Практико-ориентированный подход, Специальность, Психология, Служебная деятельность, Трудоустройство выпускников
Подробнее
УДК:159.9
Аннотация:В статье актуализируются мобилизационные основания подготовки кадров по специальности «Психология служебной деятельности». Указывается, что причиной, породившей необходимость изменений в отечественном высшем образовании, стала мобилизация всего населения в контексте геополитических трансформаций и специальной военной операции. Отмечается, что мобилизация включает необходимые модификации указанного образования, в том числе учебного процесса с целью решения конкретных исторических задач как с точки зрения теоретической, так и практической подготовки студентов. Выделяются профессиональные группы, с которыми будут работать психологи служебной деятельности. Обновляются психологические методы и методики работы с этими группами, но при этом подчеркивается необходимость сохранить и применять методы отечественной педагогики и психологии. Автором предлагается примерный учебный план, в который включены актуальные дисциплины и релевантные компетенции, скоординированные с расширением практической подготовки обучающихся. Указывается важность политехнического подхода, способствующего формированию профессиональных навыков личности.
8.
Артемьев, А.А.
К вопросу подготовки кадров в области землеустройства и кадастров в ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» : статья. - Текст : электронный / А.А. Артемьев, О.Е. Лазарев, И.А. Лепехин
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 63-70. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165104-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186199
К вопросу подготовки кадров в области землеустройства и кадастров в ФГБОУ ВО «Тверской государственный технический университет» : статья. - Текст : электронный / А.А. Артемьев, О.Е. Лазарев, И.А. Лепехин
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 63-70. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165104-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186199
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186199
Авторы:Артемьев А.А., Лазарев О.Е., Лепехин И.А.
Ключевые слова:Землеустройство, Кадастры, Подготовка кадров, Региональная экономика, Региональное управление, Факторы производства, Производительные силы, Сотрудничество
Подробнее
УДК:330.111.4 + 377.1 + 377.5
Аннотация:В статье подчеркивается важность подготовки кадров по направлению «Землеустройство и кадастры», обеспечивающих успешное экономическое региональное развитие. Обосновывается, что развитие рыночных отношений и, как следствие, политика государства, входящих в его состав субъектов, организаций всех отраслей национальной экономики и организационно-правовых форм, а также деятельность частных лиц направлены на достижение максимальных экономических, экологических и социальных эффектов, в том числе и от владения, пользования и распоряжения недвижимостью, что невозможно без качественного землеустройства и правильного ведения кадастров. Обозначаются причины создания кафедры геодезии и кадастра в Тверском государственном техническом университете, освещаются ее образовательная и научная деятельность, проводимая работа со студентами и иными заинтересованными в ее деятельности субъектами. Доказывается, что подготовка кадров по направлению «Землеустройство и кадастры» направлена на обеспечение региона соответствующими производительными силами и способствует повышению результативности использования недвижимости и упорядочиванию ее гражданско-правового оборота...
9.
Майкова, Э.Ю.
Идея целостности личности в русской философии : статья. - Текст : электронный / Э.Ю. Майкова
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 27-32. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165093-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186194
Идея целостности личности в русской философии : статья. - Текст : электронный / Э.Ю. Майкова
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 27-32. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165093-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186194
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186194
Авторы:Майкова Э.Ю.
Ключевые слова:Цифровое общество, Сетевые коммуникации, Личностное бытие, Сетевое общество, Целостность личности, Личностная автономия, Способы самозащиты, Безопасность личности
Подробнее
УДК:101.1:316
Аннотация:Отмечается, что цифровое общество, практики сетевых коммуникаций способствуют активному вовлечению личности в социальное, что приводит к потере ее самости, утрате персональной идентичности, самоопределения, искажению образа своего «Я». Обосновывается необходимость анализа и поиска путей выхода из таких социальных обстоятельств, которые препятствуют самоопределению личности, обеспечению ее безопасности и формированию личностных качеств (в первую очередь автономии). Указывается, что условием преодоления социальной разобщенности, унификации, деперсонализации человека в современном сетевом обществе является конституирование целостности личностного бытия. В контексте формирования русского мировоззрения, построения многополярного мира, возрождения отечественной культуры актуализируются истоки идеи целостности личности в русской философии. Автором аргументируется значимость самобытного обоснования идеи целостности личности в русской философии.
10.
Звягин, А.А.
Восьмой стратегический приоритет национальной безопасности: цивилизационная составляющая государственного управления структурными преобразованиями в народном хозяйстве : статья. - Текст : электронный / А.А. Звягин
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 77-89. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165109-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186201
Восьмой стратегический приоритет национальной безопасности: цивилизационная составляющая государственного управления структурными преобразованиями в народном хозяйстве : статья. - Текст : электронный / А.А. Звягин
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 77-89. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165109-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186201
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186201
Авторы:Звягин А.А.
Ключевые слова:Россия, Государство-цивилизация, Этика ответственности, Экономика, Ценности, Смысл, Индустриализация
Подробнее
УДК:332.1 + 323.1
Аннотация:В статье описываются результаты инициативной научно-исследовательской разработки коллектива междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» АНО «Развитие инноваций» под названием «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти как восьмой стратегический приоритет национальной безопасности», осуществленной во исполнение Указа Президента России от 2 июля 2021 года, а именно пункта 93, подпункта 11. Обозначаются схематично контуры Евразийского региона, в котором Россия как государство-цивилизация будет являться доминирующим культурно-цивилизационным и научно-образовательным центром.
11.
Звягин, А.А.
Восьмой стратегический приоритет национальной безопасности: метод мониторинга онлайн-состояния достижений целей восьмого приоритета стратегии национальной безопасности на основе математической модели нейронной сети : статья. - Текст : электронный / А.А. Звягин, А.Ю. Истратов
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 90-99. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165110-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186202
Восьмой стратегический приоритет национальной безопасности: метод мониторинга онлайн-состояния достижений целей восьмого приоритета стратегии национальной безопасности на основе математической модели нейронной сети : статья. - Текст : электронный / А.А. Звягин, А.Ю. Истратов
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 90-99. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165110-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186202
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186202
Авторы:Звягин А.А., Истратов А.Ю.
Ключевые слова:Приоритет, Стратегия, Национальная безопасность, Мониторинг, Онлайн-состояние, Математическая модель, Нейронная сеть
Подробнее
УДК:332.1 + 323.1
Аннотация:В статье излагаются некоторые результаты инициативной научно-исследовательской разработки членов междисциплинарной научной школы «Промышленная управленческая элита развития» АНО «Развитие инноваций» под названием «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти как восьмой стратегический приоритет национальной безопасности». Указывается, что для обоснования принимаемых решений в условиях частичной или повышенной неопределенности необходимо применять методы экспертного оценивания и что метод, используемый в модели Истратова - Звягина, в этом смысле не является исключением. На основе математической модели нейронной сети описывается метод мониторинга онлайн- состояния достижений целей восьмого приоритета стратегии национальной безопасности (полезная модель Истратова - Звягина). Отмечается, что этот метод по формальным признакам относится к числу экспертно-статистических в части получения и интегрированной обработки информации объективного и экспертного происхождения. Делается вывод, что практическая реализация описанной модели на национальном и региональном уровнях требует предварительного проведения научно-исследовательской работы (например, на базе одного из научно-исследовательских институтов, специализирующихся на вопросах получения и обработки статистической информации).
12.
Орлова, Е.А.
Болезненное любопытство как исследовательский феномен : статья. - Текст : электронный / Е.А. Орлова, Ю.Л. Гребенникова
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 39-44. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165096-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186196
Болезненное любопытство как исследовательский феномен : статья. - Текст : электронный / Е.А. Орлова, Ю.Л. Гребенникова
// Вестник Тверского государственного технического университета. - Тверь : ТвГТУ, 2024. - № 4 (39). - С. 39-44. - (Науки об обществе и гуманитарные науки). - (ID=165096-0)URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186196
Ссылка на web-ресурс:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75186196
Авторы:Орлова Е.А., Гребенникова Ю.Л.
Ключевые слова:Любопытство, Психологический феномен, Теоретические модели, Виды любопытства, Болезненное любопытство
Подробнее
УДК:159.9
Аннотация:В статье излагаются результаты теоретического анализа феномена «любопытство», проведенного в современной психологической науке. Рассматриваются трактовки данного концепта в рамках психологического дискурса, теоретические модели и типы любопытства. Указывается, что на данный момент нет единого подхода к возникновению любопытства и различных его видов, однако в психологии наблюдается преобладание понимания любопытства как стремления заполнить пробелы в знаниях, получить новую информацию. Отмечается, что любопытство по сути направлено на само себя и является фундаментом для развития устойчивого интереса к чему-либо, при этом процесс познания ранее неизвестного - основная цель, а снижение у человека затрат для изучения потенциально угрожающих явлений и ситуаций приводит к формированию болезненного любопытства. Делается вывод, что в современной психологической науке возникла насущная необходимость в приобретении знаний об указанном типе любопытства, а также в переходе от теоретических к эмпирическим исследованиям болезненного любопытства на базе отечественной выборки.